Мало кто из частных пилотов России остаётся уверенным в том, что Росавиация делает что-то полезное для частной авиации. Регулятивная функция Росавиации давно свелась к созданию условий, в которых частная авиация может либо умереть окончательно, либо существовать исключительно «партизанским» способом. Ни для кого не секрет, что из органа, призванного регулировать авиационную отрасль, создавать для неё выгодные условия развития и конкурентоспособную среду, Росавиация превратилась в карательный орган, полирующий авиационную действительность для власть имущих, регулярно направляя «наверх» лакированные отчеты о том, как резко снизилась аварийность в АОН.

На самом деле, АОН России, как ещё живой ребёночек, выплеснутый «талантливыми» менеджерами Росавиации в проточную канаву, упорно не желает подыхать. Он выживает буквально вопреки, а не благодаря действиям Росавиации. Главным принципом выживания стала идея саморегуляции: если государство, в лице бестолковых авиационных чиновников, упорно желает задушить АОН, то частным пилотам приходится устанавливать правила себе самим. В каком-то смысле, государство упорно создает в АОН условия для возникновения авиационного анархизма, когда народ отрицает наличие государства, как надстройки над обществом и полностью саморегулирует свою жизнь и деятельность.

Я живу в городе Дмитрове, в котором жил, работал и умер великий князь Пётр Алексеевич Кропоткин — русский революционер-анархист, учёный географ и геоморфолог, исследователь тектонического строения Сибири и Средней Азии и ледникового периода, известный историк, философ и публицист, создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма. И вдруг, в какой-то момент печального наблюдения за жизнью частной авиации России и деструктивной деятельности Росавиации, я начал чётко просматривать эти тенденции зарождения анархизма в АОН. Для Кропоткина анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки.

По мнению князя Кропоткина, в человеческих организациях отсутствуют начальники, отсутствует какая-либо принудительная власть, как мы сейчас понимаем это слово, а всё основано на необходимости, понимании, увлечённости людей своим делом. Нередко возникает такая ситуация, что человек не может развить свои способности и склонности, либо вообще не имеет представления о том, что ему даётся лучше всего. Всё это происходит оттого, что государство ориентировано скорее на интересы некой идеальной, несуществующей в реальности личности, а не на людей, способности которых различны, что естественно. Возникает неизбежная дилемма, как пишет П. А. Кропоткин:

«Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали».

Если вы ещё сомневаетесь в том, что Росавиация невольными действиями насаждает в АОН России авиационный анархизм, то я настоятельно рекомендую вам приехать на ближайший частный аэродром или посадочную площадку, попросить частных пилотов взять вас на борт, прокатить, проникнуться жизнью и проблемами частных пилотов, прожить с авиаторами всего один день и навсегда расстаться с иллюзией полезности Росавиации.

НИЧЕГО полезного для Авиации общего назначения (General Aviation) Росавиация за последние 10 лет не сделала. Как в этом убедиться? Очень просто: достаточно сравнить два интернет-сайта регуляторов авиационной деятельности США и России: FAA и ФАВТ. Я, как российский авиадиспетчер, а теперь частный пилот, вместо сайта родного регулятора ФАВТ, каждую неделю шарю по сайтам EASA и FAA и нахожу для себя чрезвычайно полезные учебные и методические материалы по подготовке частных пилотов и регулированию авиационной деятельности в области General Aviation. В это же время, «родной» сайт ФАВТ превратился в дочернюю структуру Следственного Комитета РФ…

Извините, но мне больше нечего делать на сайте родного регулятора. Я, пожалуй, буду исследовать сайты FAA и EASA. Там — жизнь и активная, полезная деятельность. Там — справочные материалы. Там — источник знаний для создания учебных пособий для слушателей АУЦ. Но на сайте ФАВТ я наблюдаю лишь отчеты о кипучей, но бесполезной деятельности авиационных чиновников, принятых на работу по принципу «Если никуда не взяли, то пойду на копеешную зарплату в ФАВТ и буду очень важным», а также красивую статистику для руководителей государства.

На этом, пожалуй, и закончим лирическое отступление и вернёмся к саморегуляции, как яркому проявлению авиационного анархизма в АОН России.