Моя подготовка и выполнение полета проходят в несколько этапов, но в самом начале я определяю цели и задачи на полёт — дата, время, маршрут, цель, наличие обеспечения (аэронавигационного, метеорологического, технического и пр.).

Окончательно убедив себя, что лететь надо, приступаю к метеорологическому обеспечению полета.

1. Изучаем общую синоптическую ситуацию в районе полета и углубляемся в детали.

Для этого я использую следующие ресурсы:

  • Интернет-сайт ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» (meteoinfo.gamc.ru):

Серым цветом выделен набор данных, который отфильтрован для отображения требуемых карт.

 

Пример комплексной радарной карты Европейской территории России от ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета».

Пример приземной прогностической карты на 24 часа.

Пример приземной прогностической карты на 24 часа.

 

Пример карты приземного анализа Гидрометцентра России на 06 UTC.

Пример карты приземного анализа Гидрометцентра России на 06 UTC.

 

  • Изучаю вертикальный прогностический разрез атмосферы по маршруту полета, с учетом даты и времени его выполнения. Это можно сделать при помощи интернет-сайта Баллестера Валора (ogimet.com), придумавшего GRAMET, либо при помощи более усовершенствованной версии GRAMET для АОН и полетов в нижнем воздушном пространстве, которая доступна на сайте швейцарской компании Autorouter AG (autorouter.aero). Подробную инструкцию по работе GRAMET от AutoRouter.aero я опубликовал на своем сайте.
Пример вертикального прогностического разреза атмосферы по маршруту полета от OGIMET.COM

Пример вертикального прогностического разреза атмосферы по маршруту полета от OGIMET.COM

 

Пример вертикального прогностического разреза атмосферы по маршруту полета от AUTOROUTER.AERO

Пример вертикального прогностического разреза атмосферы по маршруту полета от AUTOROUTER.AERO

 

  • Кстати, если вы еще не в курсе, то при помощи сайта fpln.ru вы также можете получить эти разрезы атмосферы, настроив дату, время и маршрут полета, а затем кликнув на любой красной иконке самолета, которые располагаются на середине отрезков маршрута:
Выберите в меню источник вертикального прогностического разреза - ogimet или autorouter

Выберите в меню источник вертикального прогностического разреза — ogimet или autorouter

 

Кликните на иконку самолета на середине любого отрезка маршрута для получения в нужном формате вертикального прогностического разреза атмосферы по маршруту полета.

Кликните на иконку самолета на середине любого отрезка маршрута для получения в нужном формате вертикального прогностического разреза атмосферы по маршруту полета.

 

  • Оставляем «хлебные крошки» для прокуроров и инспекторов Госавианадзора на сайте ФГБУ «Авиаметтелеком», получая сводки фактической и прогнозируемой погоды по аэродромам вылета, назначения и запасным в формате TAF/METAR, а также прогноз погоды по району полетов ниже FL100 в формате GAMET. Лишним не будет.
Пример прогноза погоды по району полетов ниже FL100 от ФГБУ "Авиаметтелеком".

Пример прогноза погоды по району полетов ниже FL100 от ФГБУ «Авиаметтелеком».

 

  • Получаю данные вертикального зондирования атмосферы для более точного определения НГО и ВГО, а также слоев облачности по маршруту полета при помощи интернет-сайта или одноименного приложения Windy.com. На этой диаграмме представлены графики распределения температуры и точки росы с высотой. Если очень упрощённо, то там, где дефицит точки росы (разница между температурой и точкой росы) равна нулю, то там 100%-я влажность, а следовательно — облачность. При помощи этих диаграмм можно определить с большой долей вероятности уровень НГО, ВГО и расположение слоев.
Установите на шкале под картой дату и время вашего полета, сделайте правый клик на линии маршрута и выберите из выпадающего меню пункт SOUNDINGS.

Установите на шкале под картой дату и время вашего полета, сделайте правый клик на линии маршрута и выберите из выпадающего меню пункт SOUNDINGS.

 

Пример вертикального зондирования атмосферы, по версии windy.com. Диаграмма показывает, что выше уровня 2100 метров облачности практически не будет.

Пример вертикального зондирования атмосферы, по версии windy.com. Диаграмма показывает, что выше уровня 2100 метров облачности практически не будет.

О том, как использовать эти данные, я рассказал в этой статье. Вот основные сведения:

Одним из самых недооцененных метеоэлементов при изучении погоды у частных пилотов является дефицит точки росы, который очень быстро и наглядно предоставляет информацию о НГО и видимости.

Одним из самых недооцененных метеоэлементов при изучении погоды у частных пилотов является дефицит точки росы, который очень быстро и наглядно предоставляет информацию о НГО и видимости.

 

На моем сайте подвигайте стрелками этот слайд вправо-влево и посмотрите, как влияет дефицит точки росы на видимость.

На моем сайте подвигайте стрелками этот слайд вправо-влево и посмотрите, как влияет дефицит точки росы на видимость.

 

Кстати, windy обновил версию своего сайта и теперь пользователям доступны данные фактического зондирования атмосферы, которые предоставляются Росгидрометом в Международный метеорологический банк данных по результатам запусков метеозондов.

Кликните на данные станции зондирования, ближайшую к вашей точке и сопоставьте данные windy и фактического зондирования.

Кликните на данные станции зондирования, ближайшую к вашей точке и сопоставьте данные windy и фактического зондирования.

2. Готовим маршрут полета.

Для этих целей я использую сайт Александра Черемхина (fpln.ru), а также интернет-портал аэронавигационного провайдера СЗРЦАИ (baionline.ru):

fpln.ru

fpln.ru

 

baionline.ru

baionline.ru

 

3. Подаем заявку на ИВП или уведомление об ИВП через сайт СППИ.

sppi.ru

sppi.ru

 

4. Готовим навигационные планшеты к полету.

Сейчас я активно использую SmartSky Pro от СЗРЦАИ, поэтому описывать прелести других прекрасных приложений не буду.

Интерфейс SmartSky Pro - режим движущейся карты.

Интерфейс SmartSky Pro — режим движущейся карты.

 

Интерфейс SmartSky Pro - режим просмотра АНИ.

Интерфейс SmartSky Pro — режим просмотра АНИ.

 

Интерфейс SmartSky Pro - режим движущейся карты с наложением схем поверх движущейся карты.

Интерфейс SmartSky Pro — режим движущейся карты с наложением схем поверх движущейся карты.

 

5. Выполняем полет.

Что еще есть интересного у меня на планшете для подготовки и выполнения полетов?

Очень неплохое приложение и одноименный интернет-сайт для навигационных расчетов параметра полетов (https://e6bx.com).

Очень неплохое приложение и одноименный интернет-сайт для навигационных расчетов параметра полетов (https://e6bx.com).

 

Аналог - приложение E6B Pro Pad от компании GYRONIMO.

Аналог — приложение E6B Pro Pad от компании GYRONIMO.

 

Приложение AeroNOTAM - одно из наиболее удобных для меня по получению и изучению НОТАМ.

Приложение AeroNOTAM — одно из наиболее удобных для меня по получению и изучению НОТАМ.

 

Приложение SunriseSunset - на мой взгляд лучшее решение для получения календаря восходов/заходов солнца и луны. Линии на карте указывают истинное направление точки восхода/захода солнца и луны. Перебрал десятки подобных, но остановился на этом и не жалею. Пока лучше ничего не встретил.

Приложение SunriseSunset — на мой взгляд лучшее решение для получения календаря восходов/заходов солнца и луны. Линии на карте указывают истинное направление точки восхода/захода солнца и луны. Перебрал десятки подобных, но остановился на этом и не жалею. Пока лучше ничего не встретил.

 

Хотите побаловаться с наглядным представлением TAF/METAR - для этого есть приложение AeroWeather.

Хотите побаловаться с наглядным представлением TAF/METAR — для этого есть приложение AeroWeather.

 

Есть еще некоторые приложения для работы в авиакомпании, но частнику они будут не очень интересны.

На сегодня — всё. Появится что-то новенькое — изучу и дополню эту статью.

Всем — безопасных полетов!