Minimum fuel и Mayday fuel

База знаний

В 1990 году, во время обучения в лётной академии, мне в голову вдолбили единственное правило и процедуру, связанную с уведомлением экипажем органа ОВД об остатке топлива — MAYDAY FUEL. Вплоть до 2012 года не существовало другой фразеологии радиообмена, которая могла быть использована пилотом в случае, когда количество топлива на борту хватало бы только на посадку на выбранном аэродроме, а в случае задержки могла возникнуть аварийная ситуация, когда остаток топлива на борту будет меньше, чем допустимый аэронавигационный запас. Тем не менее, одна возможность всё-таки существовала — объявление срочности PAN PAN PAN, но детально процедура минимального остатка топлива расписана в международном законодательстве не была.

С 15 ноября 2012 года вступили в силу поправки как к Приложению 6 Части I ИКАО, так и к Процедурам аэронавигационного обслуживания — Управление воздушным движением (PANS-ATM) Doc 4444. В них говорится:

Минимальный запас топлива. Данный термин используется для описания ситуации, когда запас топлива на борту воздушного судна достиг уровня, при котором это воздушное судно должно совершить посадку на конкретном аэродроме и дополнительная задержка не допускается.

15.5.4 Аварийная ситуация, связанная с запасом топлива на борту, и минимальный запас топлива.

Примечание 1. Общие правила, применяемые в том случае, когда пилот сообщает об аварийной ситуации, содержатся в пп. 15.1.1 и 15.1.2.

Примечание 2. Правила координации, применяемые передающими и принимающими органами ОВД в отношении воздушных судов, оказавшихся в аварийной ситуации, связанной с запасом топлива на борту, или в ситуации с минимальным запасом топлива, содержатся в п. 10.2.5 главы 10.

Примечание 3. Фраза MAYDAY FUEL передает характер состояния бедствия в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1.1 b) 3 тома II Приложения 10.

15.5.4.1 Когда пилот сообщает о ситуации с минимальным запасом топлива, диспетчер как можно скорее информирует пилота о любых ожидаемых задержках или о том, что задержек не ожидается.

Примечание. Сообщение «МИНИМАЛЬНЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА» информирует службу УВД о том, что все запланированные варианты использования аэродромов сводятся к использованию конкретного аэродрома намеченной посадки, и любое изменение полученного разрешения может привести к выполнению посадки с меньшим запасом топлива, чем было запланировано для минимального резерва. Это не означает аварийную ситуацию, а лишь указывает на возможность возникновения аварийной обстановки, если имеет место какая-либо непредвиденная задержка.

Случай из жизни

В середине 10-х годов мы с друзьями путешествовали по Европе на вертолётах в составе группы из 5 Robinson R44. Планируя очередной маршрут по территории Германии, мы столкнулись с наличием ограничений на ИВП, которые обойти сверху было нельзя из-за НГО, а облетать вокруг было слишком далеко. Те граждане, в интересах которых были установлены ограничения, тоже не шли на контакт. Поэтому приняли решение: экономим топливо как можем и двигаемся по плану. По расчётам топлива должно было хватить.

Полёты в составе группы всегда осложнены тем, что расход топлива у разных участников группы почему-то немного отличается. Причин много, но из-за этого требуется особенно точное и аккуратное планирование заправки.

Приняли решение на вылет. Двигаемся. Подходя к границе диспетчерской зоны аэродрома посадки, я начинаю внимательно слушать эфир на частоте Вышки и вникать в воздушную обстановку: на вылет была пара самолётов, на прибытие — также парочка. Причем, судя по тому, что это были рейсовые ATR и A320, шансов проскочить перед ними у нас не было, а значит возможна зона ожидания. Быстро посоветовавшись с другими экипажами, принимаю решение: объявляю MINIMUM FUEL.

Далее — план А: заход и посадка без задержек, а план Б — посадка рядом с аэродромом на площадку, подобранную с воздуха. Запасной мы не указывали, так как выполняли полёт по ПВП, а метеоусловия были визуальными.

Входим в CTR, докладываю визуальный заход, сообщаю MINIMUM FUEL. Диспетчер-немец делает паузу, секунд на 20, затем уточняет: CONFIRM MINIMUM FUEL? Подтверждаю. Он даёт нам визуальный заход по стандартной коробочке за ATR. Жмемся ближе к ВПП, следим за заходящим ATR и выбираем за ним минимальный интервал. Заходим на посадку.

На предпосадочной прямой отчётливо наблюдем у входного торца ВПП три огромных пожарных машины в ряд, с брандспойтами, размером с Airbus. Если бы они стали нас ими тушить, то вертолёты сложились бы как картонные коробки.

Приземляемся, заруливаем, выключаемся.

Моментально после остановки винтов, рядом с вертолётами появляется машина РП. Выскакивают несколько инспекторов в жёлтых безрукавках, уточняют, кто лидер группы и вёл радиообмен и причину объявления аварийной ситуации. Я ещё на заходе понял, что диспетчер ошибся и принял MINIMUM FUEL за MAYDAY FUEL, несмотря не то, что уточнил у меня фразу при входе в зону. Сообщаю инспекторам, что я передал диспетчеру MINIMUM FUEL, а не MAYDAY. Инспекторы чешут репу, потом при нас связываются с диспетчером на Вышке по ручной радиостанции и тот, оправдываясь, подтверждает, мол, да, было MINIMUM FUEL, а не MAYDAY.

Дальше последовала длинная фраза на немецком в достаточно грубой форме, суть которой, тем не менее, была понятна всем русским пилотам, собравшимся вокруг нас. В общем, не повезло парню на Вышке: отодрали его за то, что не знал разницу между MINIMUM и MAYDAY FUEL.

Пожарные как-то нервно сплюнули на бетон и с недовольными лицами уехали, расстроившись, что им не дали кого-нибудь потушить. Ну а все пилоты в составе группы получили хорошую практику применения процедуры MINIMUM FUEL.

Надо отметить, что после этого инспекторы прошли по всем 5 вертолётам и попросили включить питание на борт, чтобы сфотографировать остатки топлива. Слава богу, у всех вертолётов остаток топлива был чуть больше 20 минут. На этом событие завершилось. Мы заправились и продолжили путешествие дальше.

В каком случае надо применять процедуру MINIMUM или MAYDAY FUEL?

МИНИМАЛЬНЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА — информирует орган ОВД о том, что для конкретного аэродрома предполагаемой посадки у воздушного судна имеется достаточное количество топлива, чтобы следовать по утвержденному маршруту, выполнить процедуру захода на посадку и приземлиться с требуемым запасом топлива. Однако на борту имеется мало топлива или нет дополнительного топлива, и любое изменение существующего разрешения может привести к посадке с меньшим, чем запланированным запасом топлива.

Очень важно: МИНИМАЛЬНЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА не является сообщением от экипажа, которое дает право на особое обращение со стороны органа ОВД, т. е. это не чрезвычайная ситуация, а просто информационное сообщение от экипажа. Тем не менее, органы ОВД должны иметь в виду, что в случае любой дополнительной задержки на борту ВС может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с топливом.

Важное уточнение: диспетчеры не обязаны предоставлять приоритет пилотам воздушных судов, которые сообщили, что у них минимальный запас топлива. Термин MINIMUM FUEL указывает, что пилот, намеревающийся приземлиться на определенном аэродроме, рассчитывает, что любое изменение существующего разрешения на посадку может привести к приземлению с запасом топлива, меньшим, чем запланированный окончательный запас.

Если диспетчер не ожидает задержки на прибытие, то на фразу экипажа MINIMUM FUEL (МИНИМАЛЬНЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА — на русском) он должен уведомить его ответом: ROGER, NO DELAY EXPECTED (ПОНЯЛ, ЗАДЕРЖКА НЕ ОЖИДАЕТСЯ — на русском).

В случае, если диспетчер предполагает, что задержка всё-таки возможна, то он должен немедленно сообщить об этом экипажу EXPECT DELAY… и пояснить её причину. Например: аварийный борт выполняет заход на посадку или ВПП заблокирована — здесь может быть много причин.

В случае, если орган ОВД всё-таки предполагает задержку на прибытие, то он обязан спросить экипаж, желает-ли он объявить аварийную ситуацию фразой ARE YOU GOING TO DECLARE AN EMERGENCY? В этом случае пилоту необходимо исходить их текущей ситуации и брать всю ответственность на себя: либо сознательно идти на нарушение и выполнять посадку с остатком топлива меньшим, чем предписано правилами, либо уходить на другой запасной, не указанный в плане полёта, но позволяющий выполнить безопасную посадку. Как мы уже знаем, посадка на незапланированном аэродроме влечёт за собой особое внимание со стороны органов надзора.

Что должен учитывать орган ОВД, которому поступило сообщение от экипажа MINIMUM FUEL?

  • Малый остаток топлива ограничивает дальность и продолжительность полета самолета.
  • Любая техническая утечка топлива на борту приведет к ухудшению ситуации.
  • Проблемы с топливом могут привести к отказу двигателя или вынужденной посадке вне аэродрома.
  • Ожидаемые задержки на маршруте или при прибытии (например, из-за погодных условий) могут привести к решению пилота об уходе на запасной аэродром.

Что должен сделать экипаж при передаче сообщения MINIMUM FUEL?

  • Непрерывно контролировать остаток топлива.
  • Внимательно слушать радиоэфир и анализировать воздушную обстановку для своевременного принятия решения об уходе на запасной.
  • Если остаток топлива указывает на необходимость предоставления приоритета при заходе на посадку, то пилот ОБЯЗАН объявить аварийную ситуацию фразой MAYDA MAYDAY MAYDAY FUEL и сообщить о расчетной продолжительности полета в минутах.

Алгоритм действий

Я придумал вот такой алгоритм для лучшего усвоения правила и последствий, которые надо ожидать в ситуации Minimum fuel и Mayday fuel:

 

 

Более подробную информацию можно получить на сайте SkyBrary — официальном источнике аэронавигационной и справочной информации EASA.

Поделиться ссылкой на статью:
PilotBriefing.ru - База знаний частного пилота